Прошлый год был непростым, но даже несмотря на локдауны, более чем у половины респондентов (54%) в 2020 году не произошло изменений в карьере. Опрошенные старше 50 лет чаще других отмечали, что в их карьере не было изменений (67%). Каждый пятый участник опроса в возрасте 21-30 лет получил повышение.
В рамках исследования мы поинтересовались, как изменились зарплаты и бонусы за последний год. Число людей, которым повысили зарплату, возросло по сравнению с 2020 годом — с 41% до 47%. При этом уменьшился процент тех, у кого доход снизился и не изменился.
Большинство респондентов, которым повысили зарплату, работают в сферах: Упаковка и бумага, Фармацевтика и медицинское оборудование, Ингредиенты и оборудование для пищевой промышленности, Автомобильный сектор, Химия и компоненты.
При этом в 2021 году у 27% респондентов прирост зарплаты составил 4-6%. На 7-12% заработная плата увеличилась еще у 26%. Незначительная прибавка (1-3%) была у 12% опрошенных. На 13-20% увеличилась зарплата у 16% участников опроса. И только у 7% респондентов зарплата выросла на 41% и более.
По итогам 2020 года возросло количество сотрудников, получивших бонусы, – 61% по сравнению с 59% в 2019 году.
Для наших респондентов оказались важными следующие виды льгот: ДМС (78%), гибкий график работы (53%), корпоративное обучение (42%), ДМС для членов семьи (41%), автомобиль или компенсация расходов на машину (35%), дополнительные дни к отпуску (26%). При этом предпочтения мужчин и женщин немного разнятся.
Мы узнали у респондентов, каким способом они нашли свое последнее место работы, насколько эффективными они считают различные инструменты поиска. А кроме того, нам было интересно, по каким причинам сотрудники меняют работу и по каким критериям выбирают новую компанию.
Мы видим, что постепенно снижается процент тех, кто находит вакансии через сайты для поиска работы. По результатам исследования в 2021 году, с помощью HH.ru, Superjob и прочих сайтов находили свое текущее работы 30% респондентов, в 2020 таких было 34%. Также респонденты реже находили работу через социальные сети (4% по результатам опроса в 2021, и 7% – в 2020).
Несмотря на удобство и автоматизацию интернет-ресурсов, самыми эффективными инструментами поиска работы кандидаты назвали профессиональные и личные контакты (64% и 48% ответов соответственно).
Наиболее популярные причины ухода из компании, по результатам исследования: отсутствие перспектив и возможности карьерного роста (36%); не устраивал уровень зарплаты/бонусная схема (28%); стало «скучно», неинтересны задачи (28%); стресс на работе (19%). Всего 2% ушли с предыдущего места работы из-за отсутствия “удаленки”.
За последний год выросло количество опрошенных, которые были сокращены. В кризис люди стали реже увольняться по личным причинам. При этом также возрос процент респондентов, которые были уволены по причине банкротства компании.
Однако больше половины опрошенных (57%) нашли новую работу менее чем за 3 месяца. Еще 28% – более чем за 4 месяца. 15% респондентов работодатель нашел сам.
Наш опрос показал, что по сравнению с прошлым годом меньшее количество респондентов ищут или планируют искать работу. Но почти половина опрошенных (48%) готовы рассмотреть новое предложение о работе. Этот показатель за 2021 год вырос на 10%.
По результатам нашего опроса, 70% респондентов имеют опыт прохождения онлайн-интервью за последние 5 лет, 30% никогда не проходили собеседование онлайн.
На вопрос о том, в каком формате они предпочли бы пройти интервью, мы получили небольшой перевес в сторону оффлайн-интервью (22% против 20%), но для большинства (36%) подходят оба варианта. Еще 22% отметили, что их выбор зависел бы от компании и ее расположения.
Наличие «удаленки» — это, несомненно, весомый аргумент в пользу работодателя (хотя выше мы отметили, что только 2% респондентов покинули предыдущее место работы из-за отсутствия «удаленки»). 67% опрошенных важно, чтобы у них была возможность работать из дома.
При этом для женщин такая опция оказалась более нужной: 75% женщин хотят иметь возможность работать удаленно. Для мужчин же эта доля равна 60%.
Респондентам из 5 следующих дисциплин наиболее важно работать из дома: ИТ, разработка ПО; Маркетинг, PR и Digital; Юриспруденция и комплаенс; Управление персоналом/Обучение и развитие; Управление цепями поставок/Закупки.
На вопрос, хотите ли вы работать полную рабочую неделю в офисе, респонденты ответили.
Как видно из графика, две трети респондентов предпочитают гибридный формат работы. В то же время 24% сейчас работают 5 дней в офисе. Полностью удаленно мечтают работать 8% опрошенных.
Удовлетворенность работой
В этом году, помимо удовлетворенности различными аспектами своей работы, мы решили выяснить, кто из респондентов порекомендовал бы своего работодателя, на какие шаги сотрудники готовы ради карьеры и готовы ли они менять индустрию, в которой работают.
62% респондентов отметили, что в их работе одинаково важны как hard, так и soft skills. Для еще 30% важны soft skills. В ТОП-5 навыков soft skills, которые ценятся на работе респондентов, вошли: умение решать комплексные задачи (46%), умение управлять людьми (32%), умение работать в команде (31%), эмоциональный интеллект (27%) и критическое мышление (25%).
Респонденты оптимистично смотрят в будущее: 70% уверены, что следующий год будет еще лучше для их карьеры, а 26% не ожидают никаких изменений. Только 4% полагают, что 2022 год будет хуже предыдущего.